Дактиль
Анна Петрова
Ныгмет Ибадильдин, «Охота на Аюханова»
Сначала может показаться, что эта пьеса про семейные ценности: как нужно поддерживать родных, несмотря на жизненные невзгоды, быть рядом, победит любовь и прочее. С этим стоит согласиться, поскольку до самого конца мы будем верить в то, что смерти не существует, и мы всегда можем позвонить маме с потребностью в поддержке, когда нам плохо. Однако Ныгмет Ибадильдин в своей пьесе по бóльшей части раскрывает тему личностного конфликта главного героя — сына. Он возрождает свою истинную сущность и старается ответить на внутренние вопросы: где правда? как её искать? есть ли смысл заниматься поисками?
Важно отметить факт, что в пьесе все герои безымянные. Соответственно, каждого из нас могут сравнить с грязью из-под ногтей или клоунами в цирке.
По сюжету пьесы отец и сын отправляются в лес, в поход. Казалось бы, ничего необычного. Ведь лес — свободное место для посещения всеми людьми, каков бы ни был их статус. На следующее утро их задерживают неизвестные люди «свыше» и упрекают в нарушении закона. Причем интересным является момент, что до конца пьесы так и неизвестно, за что именно их задержали. Словно хозяину было без разницы, над кем издеваться и кого убивать. Начинается борьба, сражение потомков (старших сыновей) за честь своих отцов. Проигрывает сын хозяина угодий, и, по сути, это обоснованный проигрыш. Несмотря на его крупность и мускулистость, он оказался слабым игроком. Сын на первый взгляд обычного отца занимался борьбой восемь лет и с лёгкостью выигрывает в поединке. В последующих сценах сын хозяина угодий хочет отомстить противнику и задерживает сына с отцом, пытаясь их убить. Соответственно, он тоже проигрывает, когда грозит им убийством и всяческими оскорблениями. Сын хозяина угодий жалкий, нелюбимый в семье человек, при этом имеющий оружие. Это не делает человека сильным или властным. Отец и сын всегда были друг за друга горой, потому что попросту любили свою семью. В начале пьесы молодого человека не устраивало, что его родители не могут «быть серьёзными и как-то взрослыми». Под конец пьесы он сам становится взрослее, осознавая, что он должен спасти отца. Пусть он будет несерьёзным и по-нелепому смешным, но не жестоким и кровожадным хозяином угодий.
Эта история напоминает сюжет «Гамлета», поскольку раскрывается тема мести за близкого человека и осознания, кто ты есть и кем тебе нужно стать. Он отомстил. Жестоко, не щадя никого. Сын убил, но по справедливости, за отца. Это обосновано? В этом есть доля милосердия, которого «не хватает в нашем мире»? Сперва может показаться, что нет. Однако он это сделал во имя любви к своей семье. Чувствуется, как его мучает совесть за содеянное, но что ему оставалось делать? Стать слабаком, вернуться к матери и жить в вечном трауре? Вопросы, не дающие правильного ответа, потому что пьеса заканчивается коротким диалогом сына и матери по телефону. Женщина не узнаёт голос своего ребёнка, потому что он звонил с чужого номера. С другой стороны, быть может, она его не признала, поскольку он стал медведем, с которым его сравнивала загадочная бабушка из леса? Обратился в
дикое животное, убивающее людей. Это остаётся загадкой, ведь пьеса обрывается в столь неожиданный момент. Читатель уже сам додумает свой финал, кем стал этот юноша.
Александр Сухов, «Бибоп»
Эта пьеса о силе, вере и любви. После прочтения охватывает чувство, что ты сходил со своим другом на прогулку в его любимое место. В гости к тому, кто всегда выслушает вас обоих, к Тихому Великану. Там всегда тихо, пусто и спокойно.
Читатель не знает имени главного героя, но в этой, казалось бы, короткой пьесе, он узнал о его жизни абсолютно всё. Это лёгко читаемый текст, к которому быстро привыкаешь. Словно в этих простых, детально описываемых предложениях ваш путь на гору кажется не таким уж и сложным. Главный герой писал, что не видит ничего странного в диалоге с самим собой. Ведь, кроме себя, тебе никто помочь не сможет. И тут, во время прочтения пьесы, читатель осознаёт, что он стал воображаемым другом для главного героя. Вы становитесь одним целым, принимаете вашу общую боль, которая возникала после негативных моментов в жизни главного героя. Будь то злая собака, которую больше не погладишь, или неудачный футбольный матч.
Пьеса — о семье главного героя, как он жалел и любил свою семью, в каких ситуациях бы они ни оказались. Главный герой оправдывает своих родителей, не обманывает читателя, дав ему понять, что в них ещё живёт «человеческое», доброе, нежное. Их хрупкие, словно фарфоровые, чувства растоптала реальность, она привела их к алкоголизму. По сути, они виноваты сами. Если бы они хотели, они бы изменили свою жизнь и также ездили с сыном в поездки, улыбались и смеялись. Однако судьба решила дать другой исход событий, и главный герой понимает и принимает его.
Пьеса кажется тяжёлой, потому как в ней описаны страшные, но оправданные жизнью события. Главный герой вновь прошёл путь до своего «места силы» и исцелился, поговорив с тобой. Вернее, с самим собой... Да, можно запутаться, но это понятно, если прочувствовать это на себе. Говорят, что в трудные минуты «человеку нужен человек». Это правда. Однако иногда природа может заменить тебе друга или ты сам становишься себе другом. Выбор за тобой!
Шаяхмет Турыспек, «Нас никогда здесь не было»
Выстралы прекращаются.Екатерина Пешкова. Поймали...
Ахмет Байтурсынов. Застрелили. Здесь никого не ловят.
«Нужно смириться». Такая исцеляющая, но про этом угнетающая фраза.
«Нас здесь никогда не было». Два маленьких человека однажды встретились в маленьком углу вечно холодного мира. Словно никогда и не встречались. Они были пеплом от печки, которая однажды всё-таки смогла разгореться, но быстро потухнуть. Звучит жутко и страшно. После прочтения пьесы Шаяхмета Турыспека других эмоций возникнуть не должно.
Мужчина и женщина, сердца которых вот-вот готовы покрыться инеем, неожиданно согреваются за счёт диалога. Конечно, Ахмет Байтурсынов и Екатерина Пешкова боялись показаться слабыми друг перед другом, тысячу раз извинялись за сказанную правду жизни... Однако всё равно у них было желание выговориться и поделиться своей болью. Судьба свела их в одном месте, дав им надежду на солнечную весну, которая придёь после вьюги и угнетающей зимы.
Текст безумно театральный. Он раскрывает огромное количество деталей в ремарках, тем самым вырисовывая «картинку» перед глазами, словно спектакль. Например, слышен звук, как за сценой плачет Екатерина Пешкова, слышен храп бабы Лены, видны грустные глаза Ахмета Байтурсынова. У пьесы быстрый ритм. Когда главные герои начинают выходить на тонкие темы, их эмоции почти доходят до пика, но тут же герои меняют тему разговора, как будто человеку с сотой попытки удаётся зажечь спичку на морозе.
Это история о вечном желании любви и тепла двух потерянных людей. У женщины умер сын. Никому и никогда на этом свете нельзя пожелать пережить подобное. Любящий отец и муж — Ахмет Байтурсынов — беспокоится о своей семье, которую ему пришлось оставить, поскольку нужно отдавать долг родине.
Родина. Тоже важная составляющая этой пьесы. Екатерина Пешкова и Ахмет Байтурсынов поднимают острую тему, при этом осознавая, что за дверью избы их могут услышать. Поэтому чувствуется, что они говорят так, чтобы не сказать лишнего. Иначе придётся отвечать снова, стоя на коленях и умоляя сохранить себе жизнь. Такова жестокая реальность. Однако даже в самом страшном мире всегда должен найтись человек, которого хочется обнять, чтобы вместе согреться и пережить столь кровожадное время.
Анна Петрова — студентка второго курса направления «Театроведение и драматургия» ВШСИ (Театральная школа Константина Райкина).